Электронный документооборот между компаниями

Мы организуем юридически значимый документооборот между партнерами с использованием ЭЦП и других инструментов.

Начать работать

Вопросы организации юридически значимого электронного документооборота в сфере бухгалтерского учёта в Узбекистане.

dsc_0006

За последние годы национальное законодательство претерпело определенные изменения, позволяющие хозсубъектам перейти на электронный документооборот, включая первичные документы бухгалтерского учета.

К примеру, согласно изменениям, внесенным в статью 222 Налогового кодекса, теперь можно составлять счета-фактуры в виде электронного документа. Возможность составления и представления первичных учетных документов в электронном виде предусматри­вается и Законом «О бухгалтерском учете» (в новой редакции).

Следует напомнить, что на основании законодательства об электронном документообороте электронные первичные учетные документы равноценны документам, оформленным в бумажной форме, и имеют одинаковую с ними юридическую силу.

Несомненно, эти изменения законодательства выводят возможности электронного документооборота в Узбекистане на качественно новый уровень и одновременно актуализируют деятельность инфор­мационных посредников (юрлиц, оказывающих услуги, связанные с оборотом электронных документов), которые становятся централь­ной фигурой в предоставлении хозсубъектам услуг по электронному документообороту.

Сегодня ряд отечественных организаций активно пытается занять нишу электронных посредников, которая, к сожалению, пока не в пол­ной мере освоена у нас в стране. Для развития этой сферы, по нашему мнению, нужно убедить контрагентов пересмотреть сложившуюся стандартную практику работы. Некоторые процессы (например, работа с электронным счетом-фактурой) пока кажутся усложненными, но наработанная практика поможет их упростить, как это уже случалось с другими аспектами автоматизации бухгалтерии и финансового учета.

Не последнее место в этой работе занимает совершенствование информационных систем, посредством которых информационные посредники оказывают свои услуги. С их помощью клиенты могут загружать и подписывать электронные документы, отправлять их контрагентам, а также контролировать статус отправки и доставки электронных документов, проставлять на них электронную цифровую подпись.

В этом контексте можно упомянуть об информационной системе «Faktura.uz», разработанной ООО «Space Online Genesis» и позволяющей своим клиентам формировать, принимать, отправлять и доставлять электронные документы, в том числе учетную «первичку». Кроме электронного документооборота так называемых «традицион­ных» документов (счет-фактура, договоры и т.п.), информационная система «Faktura.uz» может автоматизировать чеки платежных терминалов при оплате товаров с использованием корпоративных пластиковых карт в национальной валюте. А это позволяет освободить бухгалтеров от рутинной работы, связанной с доставкой и хранением бумажных чеков по этим транзакциям.

Доставка и хранение документов актуальны для всех первичных учетных документов, а не только для чеков корпоративных банковских карт, приравненных к первичным бухгалтерским документам. При этом, говоря обо всем комплексе свойств электронного документа и пре­имуществах, которые можно извлечь из использования электронного документооборота, особое внимание приковывает следующее:

Естественно, что вышеуказан­ные преимущества не являются исчерпывающими, каждая организация может найти и другие плюсы. Однако бесспорно одно: использо­вание электронного документо­оборота в бухгалтерском учете несет реальную выгоду всем его участникам.

Бехзод АХМЕДОВ

Кандидат юридических наук

Газета “Налоговые и Таможенные Вести ” от 29 ноября 2016 года

Войти Регистрация